Канеман предложил для описания вспоминания метафору Мысленной дроби. Есть два основных фактора, от которых зависит эта дробь: “близость” ассоциация в некотором “ментальном” пространстве и наша сосредоточенность.

близость ассоциаций

Когда мы обратили на что-то внимание, наш мозг как будто бы ищет все близкие ассоциации и вытаскивает их наружу.

Значит, чтобы нам что-то вспомнить, нужно создавать ассоциации. Чем более “плотно” сидит объект в системе, чем с большим количеством “крючков” он цепляется за другие объекты и события жизни — тем проще его вспомнить. Причём вспоминание идёт, потому что мы заметили эти “другие” объекты. Главные “крючки” — это Контекст.

сосредоточенность: сфокусированное и рассеянное мышление

Есть идея, что наш мозг может работать в двух режимах:

  • “широкий” режим работы — где мы максимально рассредотачиваемся и пытаемся окинуть картину целиком
  • “глубокий” режим работы — где мы максимально концентрированны на чём-то одном и разбираемся с этим

Штука в том, что при “глубоком” режиме работы мы очень нацелены на цель. Даже близкие, но лежащие “сбоку” ассоциации не вспомнятся.

Мне нравится тут видеть продолжение метафоры Мысленной Дроби: в широком режиме работы наши ассоциации никуда не направлены. “Дробь” бьёт во все стороны, но не очень далеко. В глубоком режиме мы видим цель - “Дробь” бьёт только рядом с ней, зато на большее расстояние.

почему эта идея важна для нас?

  • для ведения дел: “контекстуальность” помогает отказаться от вины “да я же помнил, да забыл!“. Это совершенно нормально, что вы увидели, например, что кончается мыло в ванной, но забыли его купить в магазине. Разные контексты. Поэтому мы и смотрим в сторону списка дел — чтобы не пытаться хранить каждое из них в голове
  • для привычек: лучше работают те привычки, где триггер и сама привычка в одном контексте. Если триггер — “зашёл в ванную”, то и привычка должна выполняться в ванной
  • для системы хранения: важно думать, не как “правильно” хранить, а в каком контексте вы скорее на эту идею наткнётесь. Например: при подготовке к смене как вожатый у меня есть игры и бюрократия. Но если бюрократия строго лежит в контексте “подготовки”, то игры (в моём мозгу) - вещь отдельная. И формально-то может и правильно было бы хранить их всех в разделе “лагерь”. Но раз у меня нет связки “подготовка к лагерю - игры” в голове, то и хранить их буду отдельно

обсуждение в Телеграм
источник: идею, что память контекстуальна я видел в книге “Как работает память. Наука помнить и искусство забывать”