Эта статья — ретроспектива, как у меня появилась одна из прочтённых лекций. Также эта статья — пример для будущей статьи про Зеттелькастен. Чтобы продемонстрировать, где я его использую, пытаюсь вспомнить процесс создания.

Большая часть моей жизни крутится вокруг студенческих отрядов. Это такие небольшие группы студентов, выезжающие на работу летом и сохраняющие общность во время учебного года. Каждым отрядом руководит командир — тоже просто студент. А в течение года большинство “руководства” — это сообщения ВКонтакте “давайте сходим туда-то” “надо сделать то-то”. Чтобы руководить получалось эффективнее, я сделал для их обучения лекцию с кликбейтным названием “как управлять людьми с помощью текста”.

Warning

Это ретроспектива-рефлексия про мои мысли. Текст, как может, вторит возникающим у меня идеям. Как следствие — его жанр ближе к “полёту сознания” и может показаться излишне бессвязным по сравнению с обычными статьями

Появление идеи лекции из имеющегося материала

Есть два подхода к тому, как создавать “контент”. У вас может быть задача “надо прочесть именно эту тему” и вы ищите материал под неё. А может быть у вас уже понатыкано куча материала с разных мест, который был вам интересен и вы внезапно осознаёте “так это же всё ложится в одну тему!“. Для моей лекции случился второй вариант: в какой-то момент понял, что собранный материал ложится в тему.

Я давно интересуюсь разным про общение (и немного веду про это тренинг). Ещё интересуюсь вопросам редактуры и деловой переписки (слушаю тут в основном Максима Ильяхова). Я сохранял заметки и про свои рассуждения, и про найденные на просторах сети темы, связанные с общением, идеи Ильяхова и других людей про деловую переписку и редактуру.

У меня образовалось три категории тем в базе заметок:

  • “общение” - про то, что мы сами даём на тренинге, про похожие концепции (типа ННО), про конфликтологию
  • “редактура” - что говорил Ильяхов. Про то, что надо чётко и ясно доносить информацию и как это делать
  • “деловая переписка” - про то, как составлять письма на работе. Тема, которую я тоже смотрел за Ильяховым и которая никуда не подвязывалась.

Постепенно начал замечать, что заметки из разных тем имеют много сквозных ссылок. Натыкаясь на эти идеи каждый раз, стал видеть общность. В какой-то момент это вылилось в заметку ”Деловая переписка — умение не обидеть плюс умение передать чётко инфу”. Первая часть этого утверждения для меня больше связана с обычным общением, с тем, что мы рассказываем сами. Вторая часть — это часть про редактуру, как писать чётко и ясно. Объединение произошло, потому что у меня не было конкретной цели ведения заметок. Т.е.

Деловая переписка = “навыки общения” + “навыки редактуры”

Ретроспективно мысль про связь трёх тем не кажется шибко гениальной. Однако в моём мозгу темы лежали как бы в разных “корзинах”. Я сталкивался с ними в разных контекстах, слушал от разных людей и применял в разных областях. Так часто случается с разными темами — из-за этого их сложно объединять. Но поскольку у меня не было глобальной цели при работе с заметками, я мог “играться” с ними. Когда мы натыкаемся на заметки несколько раз, гораздо проще находить связи. Но как только увидел глобальную похожесть категорий и мозг начал подкидывать новые связи между заметками разных категорий.

Готовая мысль про объединение “редактуры” и “общения” в “деловой переписке” была у меня в голове в тот момент, когда ребята-руководители отрядов присылали сообщения с просьбами и информацией. Так я понял, что идея применима к отрядам и начал готовить лекцию.

Подготовка лекции — из внутренней мотивации во внешнюю

Этап возникновения идеи лекции был долог и хаотичен. Я что-то объединял, где-то писал. Наличие цели — “создать лекцию” — сфокусировало мои усилия и сильно сместило мотивацию. Мозг стал работать в глубоком режиме, и далёкие связи в момент составления уже не находились. Но, к счастью, во многом они уже были записаны в моей системе! Подход на этом этапе стал гораздо более методичным.

Составление лекции по заметкам уже было простым и понятным: я взял целиком список заметок, относящихся к темам “редактура”, “деловая переписка”, “общение” и “лидерство”. Просмотрел их все. И подходящие под тему заметки добавил к себе в презентацию. При этом я почти не цитировал дословно свои заметки — они были нужны именно как идеи, а не как текст.

Система на этом этапе

  • позволила полностью перебрать всё, что накопилось к моменту
  • позволила не вспоминать, а выписывать все связи, которые казались мне интересными в разные моменты
  • дала примеры, которые я выписывал всё это время

P.S. Хоть я и сказал, что мотивация сместилась на внешнюю, одновременно подготовка заставила более прицельно думать про вопросы вокруг лекции. И так появилось несколько интересных новых идей на будущее — они добавились в заметки и ждут следующей своей судьбы)

Таким образом, работа с заметками началась без конкретной цели, что позволило постепенно накапливать материал и находить далёкие связи. А после появления цели — воспользоваться найденными связями для составления лекции, не теряя их тогда, когда уже не очень расположен к рассмотрению этих связей.


обсуждение в Телеграм