Я поклонник идеи конспектирования. Я много чего учу, читаю, смотрю. Не всё из этого применяю “прямо тут”. И без конспектов всё освоенное не будет иметь никакого смысла — я забуду о прочитанном через год. Но различный материал я конспектирую по разному. В зависимости от того, насколько я стараюсь отделять себя от автора и от времени, что я готов вложить в конспект формируются цель. И мне кажется, что каждому полезно думать в контексте этих двух осей.

Две оси конспектирования

  • Первая ось для конспекта — количество наших мыслей. Вопрос: насколько мы хотим дать своим мыслям проникнуть в конспект книги автора. Это деление близко к делению заметок на “для понимания” и “для информации”. Мы можем строго конспектировать что написал автор. Можем расширять его идеи, добавляя понятные нам метафоры и примеры, отсылки к другим нашим знаниям. А можем вообще забить на автора и просто писать “свои мысли по поводу”.
  • Вторая ось для конспекта — время. Сколько мы готовы вложить в конспект? Если ты прочёл главу за полчаса, конспект будешь делать 10 минут, те же полчаса или час? Я много читал про конспекты “как сделать идеальный вариант”. Но очень редко вижу, чтобы авторы тех идей думали про время.
    Будем честны, если ты читаешь одну книгу в пару недель по работе ты можешь вложиться в конспект. Но если у тебя 5 пар в университете в день — сомнительно.

Оси не независимы друг от друга. Чтобы разобраться (добавить понимания), обычно нужно больше времени, чем на простой конспект. Но думать в разрезе этих осей всё ещё полезно.

Цели для конспектов

Разные цели лежат в разных местах в нашей “системе координат”. Начнём разбирать их снизу.

Сохранение для использования. Классический конспект

Классический конспект. Лектор что-то говорит, мы конспектируем за ним. Наша цель — чтобы конспект заменил лектора, чтобы по нему мы могли воспроизвести всё, что было сказано. Все мы их вели.

Главная мысль тут:

думайте о скорости чтения, а не только скорости записи.

Школьные и университетские конспекты (по крайней мере у меня) почти всегда фокусировались на удобстве именно записи. Сокращение слов, символы вместо них,.. Конспектов было слишком много. А нужны они были потом только несколько раз на экзамен.

После университета ситуация совсем иная. Мы не так много учимся. Зато (надеюсь) учимся в первую очередь тому, что потом будем использовать. Читать много раз. Если у вас так же, не забудьте перевернуть парадигму: делайте конспекты для чтения.

Хороший конспект для чтения — тот, который сначала показывает суть, потом детали. “Пользу - вперёд”.

В зависимости от вашей мотивации (и времени, которое вы готовы уделить конспекту и частоте обращения к нему), двигайтесь вглубь следующих пунктов

  1. напишите конспект от руки (если так вам быстрее)
  2. напишите конспект в электронном виде, в вашей базе (так сразу можно добавить нужные вам ссылки на другие части базы)
  3. выделите в конспекте самое значимое, за что глаз должен цепляться
  4. (по желанию) выделите самое значимое из значимого (так, Тьяго Форте в книге “создай свой второй мозг” выделяет сначала курсивом, а потом ещё цветом ключевые слова. Называет это “методом прогрессивного конспектирования”)
  5. добавьте в начало конспекта краткий пересказ

p.s. на скрине: кусочек конспекта лекций по квантовой механике

Конспект для отсылок

Конспект вообще служит двум целям:

  1. удобству использования (вам проще смотреть его, чем оригинал)
  2. созданию “крючков” для памяти (вы видите, что тема есть в конспекте, значит можете про неё больше глянуть)

Не всегда стоит инвестировать своё время в будущее возможное удобство. Нередко вам хватит просто напоминания себе, что вы о чём-то где-то читали. Я использую идею “не обязан конспектировать всё” в книгах и курсах. В целом книга интересна, но конкретная глава или какое-то рассуждение нет. Тогда я просто обозначаю себе “этот раздел есть”. Технически для этого изобрёл значок /%.

Как это используется?

“классический”“отсылка”
“прокрастинация — когда мы больше мотивированы заниматься чем-то другим, а не делом””/% тут дано определение прокрастинации”
“доказательство, что все лошади одного цвета следующее: возьмём 1 лошадь, она одного цвета. База доказана. Докажем переход: пусть любые n лошадей одного цвета. Тогда отведём одну лошадь и приведём другую — снова n лошадей одного цвета. Приведём отведённую, она того же цвета. Значит n+1 лошадь одного цвета. Переход доказан. Вывод — все лошади одного цвета”“все лошади одного цвета /% далее тут доказательство”

Зачем вообще “конспектировать” неинтересные части? Для уверенности, что мой конспект полный. Раз он полный, я могу смотреть в него даже когда интерес поменяется

p.s. на скрине — кусок конспекта книги “Вероятностные графовые модели. Принципы и приложения”

Сохранение для понимания: метод Фейнмана и подобное

С заметками для понимания мы отходим от идеи “передаём только мысли автора” и начинаем давать свои комментарии. Конспект может быть у каждого слушателя один и тот же, но разбор для понимания — у каждого разный.

Про работу над этим типом конспектов мне мало что можно сказать в дополнение к сказанному другими

  • старайтесь находить параллели между новым и уже известным
  • используйте наглядность:
    • добавляйте рисунки
    • снимайте видео с прояснением
    • лепите сложные конструкции из пластилина (я так детям в лагере объяснял идею симметрий)
  • используйте метод Фейнмана
  • объясняйте другим (“пока дураку объяснишь, сам поймёшь”)

p.s. на скрине — кусочек переработанного конспекта из книги “Методы теории функций комплексного переменного”. Лаврентьев Шабат

Использование источника, чтобы подумать о своём

Двигаясь дальше по оси “мысли автора свои мысли” мы доходим до места, где нас вообще не интересует автор.

Конспект окончательно перестаёт быть конспектом. Мы используем его книгу просто чтобы подумать о своём. В этом случае мы отталкиваемся от того, что описал автор, чтобы поспорить с ним или просто вспомнить о чём-то

p.s. на скрине — кусочек моих мыслей (в данном случае — ссылок на свои заметки) к книге “Знать слишком много. Организация научной информации до Нового времени” Энн Блэр


“как всё сложно”

Есть как минимум три вещи, о которых мы не поговорили в этой статье:

  • “а как читать/смотреть?“. Мы обсудили как хранить информацию, когда она уже есть. Но… читать ли книги вдумчиво с карандашом или бегло пробегать? Смотреть ли лекцию или проматывать на скорости х4? Для разных целей нужен разный подход
  • “а что читать/смотреть?“. Моё убеждение — что в любой книге можно найти что-то полезное. Если не информацию, то стиль изложения. Или аргумент, с которым можно поспорить. И как тогда выбирать, что читать а что нет? Проблема усугубляется вот чем: чтобы книга была полезной, в неё надо погрузиться, а это снова время
  • “когда хранить в конспекте, а когда нет?“. Кто-то из поклонников Zettelkasten может спросить: “а нафига вообще хранить всё в виде конспектов?“. Действительно Похожие концепции в памяти смешиваются. Поэтому далеко не всегда стоит хранить собранное как конспект. Но часто стоит. Подробнее об этом мы поговорим в другой раз
  • я сказал, что для “понимания” можно потратить много времени. Вопрос, возникающий в связи с этим: тратить ли это время сейчас, по ходу конспектирования или потом, когда (и если) знания таки понадобятся?

p.s. символ /% появился у меня как некоторый сборный вид комментариев в коде. Иногда их обозначают как // (например, в С++). Иногда как % (например, в LaTeX)


обсуждение в Телеграм