До того, как я начал разбираться с системой продуктивности, в голове была отталкивающая картинка: человека, у которого каждая минута расписана каким-то делом, который почти никогда не отдыхает, который “в плену” своих дел. Но быть продуктивным не значит вот это.
Tip
Задача системы продуктивности — помочь решить, что и как сделать сейчас, а что и когда — в будущем. (подробнее)
Задача системы продуктивности — сделать так, чтобы ты не жалел о тех делах, которые делаешь. Чтобы на длинном горизонте ты был доволен и счастлив
нафига “становиться продуктивнее”?
На первом уровне система продуктивность позволяет хотя бы не продалбываться. Знать, что если ты кому-то (и самому себе) пообещал — ты это выполнишь.
На этом уровне главный профит — твоё спокойствие. Все дела записаны, всё необходимое сделано.
По мере работы с системой тебе становится легче объединять дела в группы и выполнять их скопом. Начинаешь более ответственно подходить к обещаниям и уже осознанно оставлять или выкидывать дела. Замечаешь, когда у тебя достаточно сил, а когда нет. Какая нагрузка для тебя возможна.
На этом уровне главный профит — “эффективность”. Ты точно знаешь, какие дела и как успеваешь делать и можешь делать их наиболее качественном образом.
Двигаясь с системой дальше, у тебя освобождается время и энергия, чтобы обдумать “а куда ты хотел бы двигаться”. Появляется возможность не забивать на глобальные проекты, появляется больше сил на рефлексию и целеполагание.
Освоившись с системой тебе становится проще думать и взвешивать стратегические задачи.
Откуда магия? Почему мы вообще можем стать “продуктивнее”
Большинство задач, которые мы делаем по жизни — относительно короткое решение “что делать” и относительно длинное действие
Но всё время переключаться между “хочу понять, как действовать” и действием сложно. За это отвечают две различные области мозга.
Главный цимес системы продуктивности — в разделении “обдумать” и “действовать”: ты можешь заранее (пока есть силы) облегчить будущему себе работу. И тогда будущий ты, когда сил уже нет сможет её сделать.
Вся система в основе своей — про разделение и группирование. Ты не бросаешься сразу делать дело, а сначала пишешь его себе в “корзину входящих”. Потом все дела группой обдумываешь. Часть группой же и получается делать.
И очень важно, что не забивая свою голову задачами, которые уже вот записаны ты можешь лучше сосредоточиться на текущих.
с чего не стоит начинать
Quote
Если корабль идёт ко дну, уже не важно, в какую сторону он направлялся
Дэвид Аллен, “Как привести дела в порядок”
Главная проблема всех начинающих двигаться в продуктивности — что они нагружают себя вместо того, чтобы разгрузить.
Мы начинаем с целеполагания. С составления плана на день. Но и то и то лишь сильнее нас прижимает к земле вместо того, чтобы дать передышку.
Постановка целей — прекрасная штука. Но ваши остальные дела не уйдут магическим образом от того, что вы поставили цель. И вот, вам придётся И упорнее трудится в “приоритетных областях” И пытаться всё ещё как-то разобраться с тем бардаком, который есть в других делах. Лучше идти снизу вверх: сначала упорядочить бардак, потом оглянуться и поставить цель.
План на день — вполне рабочий инструмент и он может помочь. Но от того, что вы просто запишите дело на какое-то время мало что изменится. Оно не станет магически образом привлекательным. Составляя же план на день вы сначала устанете делая это, потом (в силу того, что это новый навык) ошибётесь в количестве дел, вам придётся их переносить на завтра, с завтра на послезавтра и т.д.. Пока вас не задолбает и вы не забьёте на очередной план дня. “Записать на время” может помочь только когда это редкое событие.. Не ставьте себе изначально задачи, в которых легко провалиться. Лучше делать систему таким образом, чтобы вы чаще оказывались “победителем.
с чего начать
частный случай принципа Сохрани. Обработай. Используй Я советую подход GTD (книга “Как привести дела в порядок” Дэвида Аллена).
- всё, что вам нужно делать — записывайте сразу в “корзину входящих” (вашего таск-менеджера, отдельный чат ВК/тм/etc)
- разбирайте вашу корзину ежедневно — часть дел можно делать сразу, часть просто обдумывайте “с чего бы мне начать, какое первое действие?”
- сохраняйте “действия”, если они не привязаны к дню в общий список, не надо их заносить в календарь
- периодически смотрите на систему, чтобы там не было застоявшихся задач
“как всё сложно”
как всегда, в описанном выше есть много тонких мест.
- все пункты с чего начать — суть есть привычки. Их надо внедрять и может быть много тонкостей, почему у вас не получается внедрить ту или иную привычку
- интеллектуальные задачки почти невозможно расписать на “действия”. Какое действие может быть при “ну придумай как это решать?”
- какая-то противная задачка, оказавшаяся в списке “действий” может весь его “отравить” — вызвать у вас нежелание его просматривать
- задач может быть слишком много и вы можете хотеть их отсортировать про куче разных критериев
это и многое другое будем разбирать в дальнейших постах ^_^
обсуждение в Телеграм